Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

«Коррупциогенные факторы и антикоррупционная экспертиза правовых актов»

144Предметом антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты (их проекты) органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, а также содержащиеся в ним нормы.

 

Признаки, характеризующие нормативный правовой акт, перечислены в п.9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» и включают правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений

В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» под кКоррупциогенными факторами понимаются положения нормативных правовых актов (их проектов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Перечень коррупциогенных факторов определен Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Данный перечень включает в себя 12 коррупциогенных факторов, подразделяющихся в зависимости от содержания на два вида:

- устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (широта дискреционных полномочий; определение компетенции по формуле "вправе"; выборочное изменение объема прав; чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества; принятие нормативного правового акта за пределами компетенции; заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий; отсутствие или неполнота административных процедур; отказ от конкурсных (аукционных) процедур; нормативные коллизии;

- содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям (наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права; злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами); юридико-лингвистическая неопределенность.

Во всех указанных случаях закладывается риск возникновения коррупции, создаются условия для ее проявления, которые должны быть исключены путем проведения экспертизы. Действующее законодательство предусматривает три её вида: государственную, общественную и независимую.

Органы прокуратуры осуществляют экспертизу действующих нормативных правовых актов при реализации полномочий по надзору за исполнением законодательства, а также в отношении проектов нормативных правовых актов при участии в правотворческой деятельности.

Прокуратурой района за 10 мес. 2018 года проведена антикоррупционная экспертиза более 600 нормативных правовых актов, а также более 650 проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Экспертиза проводилась и в отношении постановлений администраций сельских поселений и района и в отношении решений Собраний депутатов, как сельских поселений, так и Собрания депутатов района.

Всего выявлено 38 нормативных правовых актов, содержащих 46 коррупциогенных факторов, 23 из них приняты администрациями, а 15 Собраниями депутатов.

По результатам экспертизы прокурором района принесены 37 протестов и направлено 1 требование. После рассмотрения мер прокурорского реагирования из нормативных правовых актов все 46 коррупциогенных факторов, связанных с широтой дискреционных полномочий, принятых за пределами компетенции, содержащие нормативные коллизии, завышенные требования к лицу, имеющие юридико-лингвистическую неопределенность, либо неполноту административных процедур, исключены.

К примеру, в сентябре этого года прокуратурой района опротестованы вступившие в противоречие с действующим налоговым законодательством положения решений Собраний депутатов все восьми сельских поселений района «О земельном налоге». Согласно данным положениям налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, в целях подтверждения данного права обязаны были представить в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право на налоговую льготу.

Вместе с тем, п.10 ст.396 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусматривает такой обязанности налогоплательщика: в виду изменений внесенных в данную норму Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ такая обязанность заменена правом представить в налоговый орган такие документы.

При этом Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ уточнена категория налогоплательщиков - физических лиц, имеющих право на налоговые льготы, к ним отнесены и лица, имеющие право на налоговый вычет.

Таким образом, нормы решений «О земельном налоге» не только вступили в противоречие с законом, но и, действуя в такой редакции, содержат обременительные требования к гражданам, предъявляемые для реализации принадлежащих им прав, а также юридико-лингвистическую неопределенность, влекущую двусмысленность термина «налогоплательщик», что является коррупциогенными факторами, предусмотренными п.п. «а» и «в» п.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96,

После рассмотрения Собраниями депутатов Анастасиевского, Алексеевского, Большекирсановского, Екатериновского, Малокирсановского, Матвеево-Курганского, Новониколаевского и Ряженского сельских поселений протестов прокурора коррупциогенные факторы исключены, решения «О земельном налоге» приведены в соответствие с требованиями закона.

Несмотря на предусмотренную законом возможность участия в антикоррупционной экспертизе институтов гражданского общества и независимых экспертов, ни одного обращения от граждан по данным вопросам в прокуратуру района ни в 2018, ни в 2017 году не поступало.

В связи с чем, хотелось бы разъяснить, что органы прокуратуры по заявлению заинтересованного лица имеют возможность в любой момент вернуться к рассмотрению вопроса наличия в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов (то есть, в ходе мониторинга его правоприменения).

По любым вопросам проявления коррупции можно сообщить в прокуратуру района по адресу: п.Матвеев Курган, ул.Комсомольская, 92, с 9-00 до 18-00 час., либо по телефонам: 3-18-38, 3-14-92, 3-13-38.

Старший помощник прокурора

Матвеево-Курганского района М.В. Ростенко